ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИЯТИЯ К СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ ИСО 9001, 22000. ВНЕДРЕНИЕ СМК
УСЛУГИ

ПОДГОТОВКА к СЕРТИФИКАЦИИ FSC-STD-40-005, FSC-STD-40-004

fsc11 ПОДГОТОВИМ ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ К СЕРТИФИКАЦИИ FSC по стандарту  FSC-STD-40-005, FSC-STD-40-004
(как полный спектр консалтинговых услуг, так и отдельные услуги по подготовке к сертификации лесоуправления).

Наши эксперты помогут разобраться в требованиях FSC, пройти аудит, получить сертификат или закрыть несоответствия.

В целях предотвращения конфликтов интересов схема FSC запрещает предоставление консалтинговых услуг и услуг по сертификации FSC одними и теми же людьми. Эти требования закреплены в стандарте для аккредитованных FSC органов по сертификации FSC-STD-20-001 V 4-0 (пп. 1.5.4, 1.5.9, 1.5.10, 1.5.11).

Для большинства российских предприятий лесопромышленного комплекса требование сертификации исходит от их западных партнеров.

Наиболее сложным и трудоемким этапом в подготовке к сертификации является приведение процесса лесоуправления на конкретной лесной территории в соответствие с международными правилами и стандартами. Для того, чтобы иметь сертифицированный пиловочник, пиломатериалы, бумагу, фанеру, мебель и любые другие продукты или изделия, изготовленные из сертифицированной древесины, необходимо прежде всего иметь участок леса (лесной территории), на котором эта древесина вырастает, а затем заготавливается, т. е. где лесное хозяйство и лесопользование ведется в соответствии с международными стандартами устойчивого лесоуправления.

Обычные лесопромышленники рассматривают лес как совокупность деревьев, которые, вырастая, превращаются в ценный экономический ресурс - деловую древесину, из которой можно получить массу ценных продуктов. Поэтому лесоуправление они понимают только в экономических категориях - выращивание деловой древесины и ее использование посредством рубок и последующей переработки. На самом деле лесовыращивание и лесопользование составляют лишь часть процесса лесоуправления. В самом общем виде управление лесами можно определить как планирование и проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение жизнеспособности и устойчивости лесов, постоянство их использования и воспроизводства, повышение их продуктивности и коммерческой ценности и получение стабильного дохода от их использования, в том числе - посредством рубок леса. 

Управление лесами включает в себя: 

•систему планирования (инвентаризация лесов и разработка проектов организации и ведения лесного хозяйства); 
•систему лесовыращивания и охраны лесов, включающую комплекс разнообразных лесохозяйственных мероприятий; 
•систему органов управления лесным хозяйством разных уровней; 
•систему лесопользования (в том числе - рубок леса); 
•систему взаимодействия органов управления лесным хозяйством с органами государственного и местного управления, лесопользователями, местным населением, общественными и другими организациями. 

Таким образом, оценка уровня лесоуправления включает в себя множество самых разнообразных аспектов: законодательных, административных, экономических, экологических и природоохранных, организационных, юридических, социально-общественных и т. д. Но наиболее важными из них с точки зрения устойчивого управления лесами являются: 

•постоянство их использования во времени; 
•сохранение биоразнообразия; 
•подержание жизнеспособности и санитарного благополучия; 
•получение стабильного дохода от их использования; 
•сохранение (повышение) их продуктивности; 
•удовлетворение разнообразных потребностей участников лесных отношений в настоящем и будущем. 

Сертификация лесоуправления означает получение самых разнообразных оценок по более чем сотне показателей, часть из которых может быть измерена и описана количественно (например, расчетная лесосека и объемы рубок леса, площадь охраняемых лесов и т.д.), а часть может быть охарактеризована лишь качественно, по принципу "есть-нет". 

Нововведения к традиционным российским лесоустроительным проектам  в связи с подготовкой к сертификации: 

1. В пояснительной записке к лесоустроительному проекту необходимо четко сформулировать долгосрочные цели ведения лесного хозяйства на период как минимум одного оборота рубки (по хвойному хозяйству в среднем - 100 лет для таежной зоны России). Долгосрочные стратегические цели должны иметь рамочный характер, например: "Лесное хозяйство N-го лесхоза в долгосрочном стратегическом плане имеет целью эффективное и многоцелевое использование разнообразных ресурсов леса, направленное на: 

•обеспечение жизнеспособности и устойчивости лесных экосистем, 
•повышение продуктивности и экономической ценности лесных площадей, 
•постоянство их использования в пространстве и во времени; 
•сохранение их биологического разнообразия и защитно-экологических функций, 
•достижение экономической, экологической и социальной стабильности лесного комплекса и населенияN-го района в ближайшей и отдаленной перспективе". 

2. Должны быть конкретно указаны среднесрочные цели ведения лесного хозяйства на межревизионный период (10-15 лет) по основным показателям лесохозяйственной деятельности. 

Среднесрочные цели ведения лесного хозяйства должны быть увязаны с долгосрочными и в то же время дополняться и раскрываться 1-2-летними планами организации и ведения лесного хозяйства. 

3. Должен быть детально обоснован допустимый уровень изъятия лесных ресурсов с учетом экологических и социальных ограничений, а также с учетом экономической освоенности и доступности лесных массивов. 

4. Должен быть план выявления и взятия под охрану редких и исчезающих видов растений, животных, экосистем и ландшафтов, в основу которого положены результаты научных исследований, материалы региональных и общероссийской Красных книг, другие источники. Известные места нахождения редких и исчезающих видов должны быть взяты под охрану, нанесены на карты и схемы. Для них должны быть определены ограничения в порядке лесопользования, вплоть до полного запрещения рубок. Например, места гнездования редких видов птиц, места обитания или миграционные пути редких видов животных, популяции редких видов растений и т.д. 

Как правило, специалисты лесоустройства не имеют специальной подготовки в экологии редких видов и в области охраны природы, поэтому для составления реальных планов по данному разделу потребуется привлечение экологов из научных институтов, вузов и иных организаций природоохранного профиля. 

5. Лесоустроительный проект и особенно план рубок на сертифицируемой территории обязательно должен быть согласован с представителями местного населения (местных общин, сельсоветов, местных администраций разного уровня и другими заинтересованными участниками), о чем должны быть составлены специальные протоколы согласований. При этом места сбора грибов и ягод, места заготовки других недревесных лесных продуктов местным населением должны быть согласованы и нанесены на карты, и для них должны быть введены ограничения в планах рубок. 

Основой для проведения сертификации экспертами аудиторами является работа с документами. Большая часть из них является официальными документами, регламентирующими порядок лесопользования и ведения лесного хозяйства (правила, нормативы, инструкции, лесорубочные билеты, различные формы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, текущие планы и отчеты по ним и т.д.). Необходимым условием подготовки к сертификации является надлежащее оформление, ведение и хранение этой документации. 

Контакты: ISO-22000@mail.ru, тел. +7 (901) 555-77-42
 

Наши контакты
Наш юридический адрес:
Россия, г. Москва
Телефон: